С древнейших времен люди занимались изготовлением ароматного
слабоалкогольного пенистого напитка, с хмелевой горечью, больше
известного нам под названием ПИВО.
Историки считают, что еще за 7 тысяч лет до н.э. в Вавилоне варили
пиво из ячменного солода и пшеницы. Затем способ приготовления
распространился в Древнем Египте, Персии, среди народов, населявших
Кавказ и юг Европы, а позже - по всей Европе.
Древневавилонский царь Хаммурапи (1792-50 г.г. до н.э.), как
известно, принял один из первых сводов законов из 282 параграфов.
Некоторые из них впрямую касались самого пива. В частности, если
пивоварка (тогда пиво варили только женщины) запросит за пиво цену, не
соответствующую цене хлеба, а цену серебра высокой пробы, либо же
дешевле цены хлеба, тогда ее необходимо оштрафовать или бросить в воду.
А если кто продавал плохое пиво или же фальсифицированный под пиво
напиток, его должно утопить в той же пивной бочке или казнить через
питье этого напитка до смерти.
При другом вавилонском царе Небукаднезаре пивовары были
организованы в союзы и относились к ведомству старейшего вавилонского
бога Ану. Непосредственным же покровителем пива в Вавилоне был бог
Нардук.
Известный древнегреческий ученый и историк Геродот называл пиво
ячменным вином. Фракийцы же от Адриатики до Черного моря ежедневно
употребляли светлое пиво. Они считали, что пиво не только утоляет
жажду, но и, выражаясь современным языком, повышает общий тонус
организма, а также способствует более правильному обмену веществ.
В Англии в IV веке н.э. изготовляли уже 19 сортов пива, а вместо
хмеля в качестве вкусовых добавок использовали мед, корицу, вереск.
Центром же пивоварения в Средние века была Фландрия.
В IX-XII веках пивоварение уже широко было распространено на
территории Киевской Руси, а затем и в Новгородских землях. Причем из
найденных документов того времени известно, что пиво варили из
ячменного солода и хмеля, которые используются по сей день. Сначала его
варили для домашнего потребления, затем по мере развития товарного
производства, пиво становится предметом обмена и торговли.
Так с течением времени способ производства пива изменялся и
совершенствовался, создавались самостоятельные предприятия со своими
рецептами, секретами в процессе изготовления, который состоял из
нескольких стадий: производства солода из ячменя; получения пивного
сусла; сбраживания сусла пивными дрожжами; дображивания (созревания);
фильтрации и разлива.
После "Смутного времени"(XVIIв.) Нижегородский край, как и вся
Россия, начал восстанавливать хозяйство. Находясь вдали от военных
конфликтов нижегородское Поволжье, стало быстро развивать свое сельское
хозяйство, производство и торговлю. Край ожил. Восстанавливались
прерванные экономические связи между отдельными районами, начали
создаваться целые системы ярмарок на берегах водной магистрали страны -
Волги. Пролегавший же вдоль Волги древний тракт из центральных районов
страны в волжское Понизовье, а далее в страны Ближнего Востока и
Средней Азии, привел к бурному развитию на пресечении водных и
сухопутных путей центров торговли и ремесел.
Одним из таких торгово-промышленных центров Поволжья становится
Лысково, которое во всех официальных документах того времени
представлено как богатое торговое село с развитым ремесленным
производством. По Писцовой книге 1624 года наиболее значительную группу
лысковчан составили оборочные бобыли, что свидетельствовало о
промышленном характере его развития.
Особо благоприятные условия для предпринимательства лысковчан
создала шумевшая на противоположном берегу, у стен древней обители,
Макарьевская ярмарка. Здесь звон колоколов смешивался с гомоном
суетливой толпы, а звук церковного пения сливался с разгульной песней
веселящегося народа.
Питейные заведения имели особое значение в ярмарочной жизни, не
только как место праздничной гульбы, но и как место деловых встреч.
Здесь весьма часто завязывались знакомства и даже нередко заключались
сделки. Иногда и сама гульба бывала делового характера. Всякая крупная
сделка, по обычаю, завершалась гулянкой. К этим гулянкам, бывало,
присматривались и другие торговцы - на каком рынке начали
"кантовать"(обмывать сделку). Так, если пошли "кантовать" мыловары, то
и какой-нибудь рыбник соображал относительно дальнейшего сбыта
тюленьего жира, идущего в мыловаренье.
Зная все тонкости ярмарочного быта, лысковчане вдоль волжского
перевоза возводят харчевни, кабаки, трактиры, постоялые дворы и
квасницы, где было наиболее людно во время торгов. На ярмарку прибывало
более 30 тысяч верховых и пеших, которых нужно было перевести как туда,
так и обратно. Но из-за недостатка судов торговый люд имел "…
долговременные простои на берегу, и часто едва целый день". Или как
выражался князь И.М. Долгорукий в своем "Журнале путешествия на
Макарьевскую ярмарку","… чернь, толпясь тысячами на широкой пойме, ищет
разных своих потребностей…". А для утоления этих "потребностей"
требовались как еда, так и питье.
Производством же продуктов питания в Лыскове к середине XVII века
занималось 24 человека. Среди них были 3 солодовника, 1 пивовар и 7
сусленников. И это без учета известного лысковского "промышленника"
Ивана Демидова, взявшего на откуп у боярина Б.И. Морозова винокуренный
и солодовенный "заводы", и сдававший в виде оброка по 250 ведер вина
ежегодно.
Весь этот "продажный питейный" промысел контролировали Лысковские
таможенные и кабацкие верные головы, а также ларечный целовальник с
земскими выборными. И это не случайно. С переносом части Макарьевской
ярмарки на правый берег в 1691 году специальным указом Петра I в
Лыскове начинается интенсивный рост производства.
Так, в Лыскове возрастает поток зерна из самых дальних плодородных
курмышско-запьянских и арзамасских земель. На берегу Сундовика
увеличивается число мельниц с 6 до 30 (к концу XVII в.), амбаров до 37
и амбаров-складов для хранения ячменя, так называемым "напольным"
способом.
Лысковские "промышленники" поставляли вино уже не только в местные
кабаки и кружечные дворы, но и начинают развозить его по разным городам
Поволжья. Только в одну Казань было поставлено 6 тысяч ведер вина.
Рынок сбыта увеличивается, а с ним и производство. Увеличивается
до 6 число солодовень, в которых основным сырьем для получения
ячменного солода служат специальные сорта ячменя. В двое возрастает
изготовление кваса из ржаных хлебцев. Шедшая на них ржаная мука
перерабатывалась на лысковских мельницах. В связи с этим повышается
спрос на заволжский дуб, из которого делались бочки специальной
"правильной" формы, вместимостью от 50 до 100 литров, как для хранения,
так и для транспортировки пива и кваса.
И вот в этот уклад жизни, установившийся в процессе формирования
спроса и предложения, вмешивается указ Петра I, дарующий 14 декабря
1704 года Лысково "…с принадлежащим к нему селениями, деревнями и
крестьянами в род царей Грузинской земли".