Праздник имеет глубокие языческие корни. Около двух тысяч лет назад
кельтские племена в это время праздновали наступление Нового года, в
канун которого отмечался праздник Самхэйн (Samhain). Это пограничное
время (переход к зиме) считалось временем волшебным и мистическим -
сиды (нейтрально, а зачастую и враждебно настроенные к людям волшебные
существа), проходят в мир людей, а люди тоже имеют возможность побывать
в потустороннем мире. Считалось также, что души умерших в этот день
возвращаются в свои дома и требуют жертвенной пищи у живых. Примерно в
это же самое время (в конце октября) древние римляне отмечали два
праздника - Фералии, посвященные памяти усопших, и дни Помоны, богини
древесных плодов.
Такое совпадение дат способствовало
сохранению традиции поминовения умерших и после повсеместного
распространения христианства. Праздник сросся в народном сознании с
праздником церковным. Так появился День всех святых, который до сих пор
празднуется католической церковью 1 ноября. All hallow ees (Месса всех
святых) - таково было его искаженное староанглийское название, так что
«Хэллоуин» - это не более чем «Канун Оллхолуиса». При этом языческие
представления о сидах в средневековом христианском сознании
превратились в представления о нечистой силе, выходящей в этот день
пугать благочестивых обывателей. Именно поэтому в эпохи Средневековья и
Нового времени Хэллоуин облюбовали ведьмы, обязательно устраивавшие в
этот день шабаш.
Праздник Всех святых первоначально отмечался
13 мая, в этот день 609 (по другим источникам 910 г.) папа Бонифаций IV
освящал римскую ротонду, посвященную Богоматери и всем великомученикам
церкви. А в начале XI века папой Григорием ІІІ этот праздник был
перенесен на 1 ноября (тогда этот день посвящался тем святым, у которых
не было своего праздника в течение года).