После смерти Ивана Грозного в России начинается
социально-политический и династический кризис. Смутное время. В 1610-м
власть концентрируется в руках т.н. «Семибоярщины», призывающей на трон
польского королевича Владислава. В 1612 году народное ополчение во
главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым освобождает
столицу. В начале 1613-го Земский собор избирает царём Михаила
Фёдоровича Романова.
Главный герой фильма – холоп Андрей, ставший невольным свидетелем
убийства вдовы и сына Бориса Годунова. Семь лет спустя он становится
помощником испанского наёмника Альвара Борхи. После гибели «гишпанского
кабальеро» Андрей присваивает себе титулы Борхи, вливаясь в ряды
польской армии, идущей на Москву. Его мечта – спасти Ксению Годунову,
которую поляки хотят посадить на престол.
Сказ о том, как народное ополчение клятой Шляхте показало, кто в
доме хозяин, может сойти за политический заказ. Релиз картины к
новоиспечённому празднику 4 ноября – лишнее тому доказательство. Но
сути дела это не меняет. Было бы кино хорошее, а с праздничными датами
зритель как-нибудь сам разберётся. В конечном счёте, исторических
фильмов об этой эпохе в новейшее время ещё не было, и это, пожалуй,
главный повод, основная причина.
В качестве первопроходца выступил Владимир Хотиненко, решившийся на
освоение продюсерских миллионов. Для режиссёра это первый
высокобюджетный проект, дебют в сумрачной зоне отечественных
блокбастеров (большинство из которых становятся таковыми лишь в грёзах
создателей, на деле не отбивая затраченных денег в прокате). Была в
этом какая-то интрига, заочно прибавляющая картине баллов. У нас ведь
последнее время по части масштабных постановок всё больше дебютанты
трудятся, а тут – большой профессионал, знающий о съёмочном процессе
едва ли не всё. Можно было бы при удачном стечении обстоятельств
Владимира Ивановича в пример кино-молодёжи привести. Но обстоятельства
сложились иначе…
Во время просмотра возникает ощущение, что режиссёр не до конца
определился с тем, что именно он снимает: исторический фильм,
приключения, исторический боевик или фэнтези. Подобные мысли навевает
очевидная жанровая эклектика, когда всего понемногу, этакой нарезочкой,
а сверхидеи (ради чего, собственно, всё затевалось?) не наблюдается. По
отдельности всё работает, «живёт» в кадре, но вместе сосуществовать
отказывается. К чему здесь навязчивый образ единорога? Почему русский
столпник похож на Гендальфа? Отчего герои в начале семнадцатого века
изъясняются, как аудитория канала MTV? Вопросов таких множество, с
ответами сложнее. В фильме их при всём желании не найти, не обнаружить.
Могло получиться значительно хуже, но не с таким режиссёром.
Хотиненко при любых обстоятельствах планку держит. Тут и опыт, и
мастерство. Но могло быть и значительно лучше, а получилось, как
получилось. Что тому причиной, кто тому виной? Замах-то был на добрый
рубль, удар получился на карманные расходы. Остаётся разве что на
госзаказ пенять…
Блог интересный и стоящий. Разместите все-таки информацию о перечислениях для поддержания ресурса (денежных перечислений от посетителей ресурса). Можно указать вебмани или sms копилку. Я бы перечислила.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]